Плотина Гувера – одно из семи инженерных чудес света.

Тысячи мужчин и женщин переехали в Черный Каньон, что бы приручить реку Колорадо, и создать одно из семи инженерных чудес света – плотину Гувера. Грандиозный проект был реализован во времена Великой депрессии. И является свидетельством того, как в США подымали экономику в условиях тяжелейшего мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929 году и продолжавшегося до 1939 года.

ИСТОРИЯ ПЛОТИНЫ ГУВЕРА.

В начале ХХ века юго-западная часть США испытывала большую потребность в водных ресурсах. Наличие крупного водохранилища могло решить эту проблему. Но для этого необходимо было построить дамбу на реке Колорадо. На пути к реализации этого плана встали две проблемы: не предсказуемый нрав реки и сомнения жителей штатов, расположенных в бассейне реки.

Последние понимали, что будущее водохранилище – это источник воды для Южной Калифорнии, позволяющий развивать орошаемое земледелие. Но они боялись того, что финансово развитая Калифорния может заявить права на большую часть воды, что повлечет несправедливое распределение водных ресурсов. Что бы раз и навсегда покончить с разногласиями, создали комиссию в составе представителей заинтересованных штатов. Ее возглавил будущий 31 президент США, а на тот момент министр торговли Герберт Гувер. Именно благодаря его работе был подписан итоговый документ – “Компромисс Гувера”, позволивший начать строительство.

 

Плотина Гувера

 

Проект бетонной арочно-гравитационной конструкции был разработан управлением мелиорации США при Министерстве Внутренных дел. Работы стартовали в 1931. Первый куб бетона уложили в 1933, а торжественное открытие гидротехнического сооружения состоялось в 1936 году. В начале 90-х плотину Гувера включили в реестр Национальных исторических мест Америки.

ПЛОТИНА ГУВЕРА – ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА :

  • Высота плотины Гувера – 221 м, длинна – 379 м, ширина – 201 м.
  • На ее возведение ушло 600 тыс. т. цемента, 3.6 млн м3 заполнителя и более 20 тыс.т. арматуры.
  • В строительстве были задействованы чуть более 20 тыс.
  • Запрещалось нанимать на работу выходцев из Китая и чернокожих.
  • Максимальное количество одновременно занятых составило более 5 тыс. человек.
  • Впервые в истории строительства было изобретено и массово применялось индивидуальное средство защиты головы – строительная каска.
  • В результате строительства было создано озеро Мид – самое большое искусственное водохранилище на Американском континенте.
  • Дамба является популярным местом отдыха и ежегодно принимает до 10 млн туристов.
  • На гидроэлектростанции установлены 13 турбин, обеспечивающие электроэнергией Лас-Вегас

Плотина Гувера

Первоначально плотина предполагалась в Боулдер, но после его детального исследования, инженеры остановились на Черном каньоне, сохранив название оригинальное название проекта. Специально для размещения строителей было построено рабочее поселение, сейчас это небольшой город Боулдер-Сити. В окрестностях Лас-Вегаса это единственный город, где запрещены азартные игры и нет казино. Работа по возведению была разбита на 3 основных этапа.

ЭТАП ПЕРВЫЙ – ОТВОД РУСЛА РЕКИ КОЛОРАДО.

Плотина Гувера

Вход в тунель

 

Чтобы изолировать место строительства от воды, и создать водоотводные каналы было возведены 2 подковообразных защитных дамбы. Между ними в твердой скале пробурили 4 деривационных тоннеля диаметром 17 м, и завершили отвод русла реки. Дамбы уверенно удерживали сезонное колебание воды на протяжении всего периода строительства плотины.

Плотина Гувера

Оборудование для бурения тунеля

 

Плотина Гувера

Труба для тунеля

 

ЭТАП ВТОРОЙ – ОЧИСТКА СТЕН КАНЬОНА ОТ ПУСТОЙ ПОРОДЫ.

Как только освободили место строительства от воды принялись чистить стены каньона. Миллионы здесь накапливались илистые отложение, а вода Колорадо раскалывала и разрушала горную породу. Нужно было тщательно очистить гранит от рыхлых включений. Для этого были созданы команды высотников скальеров. Используя леса, подмости и страховочные канаты, скальеры отбойными молотками, ломами и динамитом чистили стены каньона и подготавливали пустоты к бетонированию.

 

Плотина Гувера

ЭТАП ТРЕТИЙ – ВОЗВЕДЕНИЕ МОНОЛИТНОЙ КОНСТРУКЦИИ ПЛОТИНЫ.

Работы велись в 3 смены. Недалеко от места строительства был построен склад арматурных изделий и бетонный завод. Скорость производства бетона составляла 8 м3 в минуту. Но его доставка на точку требовала немало времени. Для ускорения процесса построили несколько канатных дорог, по которым в много кубовых ковшах транспортировали бетон к месту работ. Однако сложность заключалась в том, что ковши тяжело освобождались от бетонной смеси, влажность которой строго контролировалась. Распределение бетона по опалубке и работа с пневматическими вибраторами требовала много ручного труда. Что бы рассеивать огромное количество тепла от твердеющего бетона, инженерам пришлось разработать особую технологию заливки. В итоге плотина строилась отдельными секциями, а не единым блоком.

 

Плотина Гувера

Подготовка основания фундамента плотины

Плотина Гувера
Плотина Гувера
Плотина Гувера
Плотина Гувера

 

Объем бетона уложенного в плотину превышает объем каменной кладки Великой пирамиды Гиза. Его хватило бы для строительства двухполосной дороги шириной 6м и толщиной полотна 20 см от Сан-Франциско до Нью-Йорка. Церемония открытия плотины состоялась 30 сентября 1935. На символической церемонии пуска плотины присутствовало более 20 тыс. человек. Плотина получила название Гувера, а ленточку перерезал 32 президент США Франклин Делано Рузвельт.

 

Плотина Гувера
Плотина Гувера

 

Статья подготовлена на основании материалов www.usbr.gov

Leave a Reply

Your email address will not be published.

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>